Loading
джетпак

Джетпаки/аэроранцы – история, особенности и актуальные модели

Мечты о самостоятельном полете с помощью ранца на ракетной тяге будоражили умы изобретателей еще с 40-х годов прошлого века. Ракетные двигатели, работающие на перекиси водорода, активно применяла германия во время Второй мировой войны — в торпедах, ракетах, самолетах, подводных лодках.

А после окончания войны американский инженер Томас Мур используя немецкие технологии создал индивидуальный летательный аппарат. Разработка получила название «Jet Vest» (реактивный жилет). В начале 50-х Мур даже смог получить грант от армии США. Тестовые варианты жилета приподнимали человека над землей на пару секунд. Впрочем, устройство было очень неудобным в управлении и перспектив в его развитии в армии не увидели. Финансирование свернули.

 

А после окончания войны американский инженер Томас Мур используя немецкие технологии создал индивидуальный летательный аппарат. Разработка получила название «Jet Vest» (реактивный жилет). В начале 50-х Мур даже смог получить грант от армии США. Тестовые варианты жилета могли приподнять человека над землей на пару секунд. Впрочем, устройство было очень неудобным в управлении и перспектив в его развитии в армии не увидели. Финансирование было свернуто.В конце 50-х изобретатели Гарри Бурдетт и Александр Бор представили «Jump Belt» (прыжковый пояс), который работал на жидком азоте высокого давления. Он помогал человеку подскочить метров на 7 над землей. Хорошенько разбежавшись, можно было передвигаться со скоростью до 50 км/ч. Финансирования этот проект не получил и развиваться не стал.

Заметное имя в истории аэроранцев — Венделл Мур (однофамилец Томаса Мура). Этот американец в 50-х годах самостоятельно занимался разработкой индивидуальных летательных устройств, работающих на сжатом азоте. В начале 60-х его работу стала финансировать армия США. В 61-м году состоялся первый самостоятельный (без страховочных тросов) полет одного из коллег Мура. Сам изобретатель, к слову, летать не мог, так как при испытательных полетах ранее повредил ногу. В общем, с тех пор джетпак перестал быть фантастикой.

Устройство демонстрировали на различных мероприятиях, даже лично президенту Кеннеди. Впрочем, использоваться в армии этот джетпак (как и другие прототипы Мура, в частности, модель с полноценным турбореактивным двигателем) так и не стал. Максимальная длительность полета составляла 21 секунду, дальность — не более 120 метров. На один короткий полет уходило около 20 литров перекиси водорода, которая была недешевой и дефицитной. При этом ранцы были ужасно шумные и очень тяжелые, каждый вылет сопровождала большая группа обслуживающего персонала. Военным требовались эффективные устройства для разведки, высадки десанта, подъемов на большие высоты, преодоления минных полей и т.п. В реальности же Bell Rocket Belt был просто очень дорогой игрушкой. Так что финансирование проекта прекратили.

А после окончания войны американский инженер Томас Мур используя немецкие технологии создал индивидуальный летательный аппарат. Разработка получила название «Jet Vest» (реактивный жилет). В начале 50-х Мур даже смог получить грант от армии США. Тестовые варианты жилета могли приподнять человека над землей на пару секунд. Впрочем, устройство было очень неудобным в управлении и перспектив в его развитии в армии не увидели. Финансирование было свернуто.

С тех пор, как вы и сами знаете, джетпаки так и не начали толком использовать. Я даже не говорю про повсеместное распространение, а хотя бы про нужды армии. Какие-то попытки создания подобных устройств еще не раз предпринимались в разных странах, но ничего оригинального в них не было, так как использовалась схема Мура. Она, кстати, предельно проста — рама, баллоны с топливом, сопла.

С тех пор, как вы и сами знаете, джетпаки так и не начали толком использовать. Я даже не говорю про повсеместное распространение, а хотя бы про нужды армии. Какие-то попытки создания подобных устройств еще не раз предпринимались в разных странах, но ничего оригинального в них не было, так как использовалась схема Мура. Она, кстати, предельно проста — рама, баллоны с топливом, сопла.

Однако в массовой культуре аэроранцы были более чем популярны. В пример приведу киноленты «Шаровая молния» (бондиана с Шоном Коннери), «Ракетчик», «Звездные войны», «Робокоп 3», «Подарок на рождество», «Особое мнение», «Пипец». Можно еще вспомнить «Железного человека» — тут вам и джетпак, и экзоскелет.

Ракетный ранец в х/ф «Jingle All the Way».
Арнольд Шварцнеггер с аэроранцем в фильме «Подарок на рождество»

В играх тоже никуда без реактивных ранцев. Duke Nukem, например, активно использует джетпак. Также устройство имеется в Warhammer 40k, Command & Conquer 2 и 3, Red Alert 2, Starcraft 2, Titanfall, Tribes. Да даже в GTA San Andreas одна из миссий связана с доставкой джетпака из секретной лаборатории.

джетпак

джетпакНо вернемся к реальности. В 95-м году разрабатывался аэроранец RB 2000 Rocket Belt. В нем использовались современные облегченные материалы, так что длительность полета выросла до 30 секунд, а в целом «неюзабельность» транспортного средства осталась.

RB 2000 Rocket Belt.
Обратите внимание, что из-за шума люди закрывают уши

RB 2000 Rocket Belt.

Еще один проект — Solotrek XFV. Это не столько реактивный ранец, сколько персональный вертолет. Разработка началась в 96-м году, но инвесторы не видели перспектив и в 2002-м финансирование свернули.

Solotrek XFV.

Довольно популярная ныне модель — Jetlev. Его хоть и назвывают джетпаком, но по факту это просто устройство для развлечения на воде. Аэроранец соединяется широким тросом с мини-катером, а летает за счет мощных водяных струй, создающих реактивную тягу. Скорость — до 35 км/ч, максимальная высота — до 9 метров. Устройство довольно безопасное и вовсю продается по цене от 27 до 99 тысяч евро.

Jetlev

Более серьезное решение — коллекция аэроранцев от Jet PI, которые позволяют летать на высоте до 76 м со скоростью до 124 км/ч. Модели Jet pack H202 и Jet pack H202-Z работают на реактивных двигателях и могут находиться в воздухе до 33 секунд. Модель Jet pack T-73 использует самолетный турбированный двигатель, который обеспечивает до 9 минут полета. Впрочем, все эти ранцы уже не развиваются и не используются. На сайте компании указано, что сейчас ведется разработка нового устройства под кодовым именем Falcon. Анонс должен был состояться еще в 2012 году, но с тех пор никаких новостей.

Falcon

Из актуальных джетпаков наиболее популярны три модели. Во-первых, это JB-9 от компании JetPack Aviation. Его создатели Дэвид Мейман и Нельсон Тайлер работали над устройством почти 10 лет и создали несколько прототипов. Что любопытно, Тайлер долго трудился в Голливуде и получил три «Оскара» за особые технические решения. Ранец JB-9 относительно компактный, обладает двумя небольшими, но мощными турбинами и поднимается на высоту на несколько тысяч футов. Точные характеристики девайса компания не разглашает, зато показывает впечатляющие видео вроде полета возле статуи свободы. Пока нет данных о том, когда устройство выйдет в продажу и по какой цене, но работы в этом направлении ведутся.

Компания JetPack Aviation представила джет-пак JB-9

Компания JetPack Aviation представила джет-пак JB-9

А другой аэроранец — Martin Jetpack — уже более чем реален для конечного потребителя, так как его обещают выпустить в свободную продажу во второй половине текущего года. Цена, правда, не бюджетная — 150 тысяч долларов.

Martin JetPack

Джетпак позволяет развить скорость до 74 км/ч (средняя — 55 км/ч) и поднимается на высоту до 1,5 км (но рекомендуется не выше 950 м). В качестве топлива используется бензин, полного бака хватает на 30 минут полета. Устройство по факту нельзя назвать реактивным, так как ракетных двигателей в нем нет. Тягу создают компактные воздушные пропеллеры, управляемые бензиновым двигателем объёмом два литра и мощностью 200 л.с.

Martin JetPack

Все элементы Martin JetPack крепятся на легкой и прочной раме из углепластика. Внутри она заполнена пеной, в местах особой нагрузки обшила кевларом. Джетпак имеет надежную подставку с амортизацией для безопасного приземления.

Martin JetPack

Вообще безопасность пилота хорошо продумана. На случай аварии есть парашют, который срабатывает автоматически. А бензобак обработан эпоксидной смолой и материалами, защищающими от возгорания.

В США для управления джетпаком даже не нужна лицензия пилота. Летать разрешается везде, ограничения — сильный туман и ветер.

Управление Martin Jetpack довольно простое. Имеется две рукоятки с необходимыми индикаторами и переключателями, на которых располагаются руки пилота.

Martin JetPack

Что ж, подождем начала продаж. Интересно, что изначально Martin Jetpack разрабатывали как игрушку для состоятельных людей и развлечение для туристов, но сейчас им всерьез интересуются армия, полиция и другие госслужбы.

Осенью прошлого года появилась информация о том, что ранцами Martin Jetpack оснастили дубайских пожарных (у арабских шейхов достаточно денег на эксперименты, да). Дубай — город огромных небоскребов, а при пожаре в высотке сложно добраться на верхние этажи. Джетпаки позволят бороться с огнем снаружи на максимальной высоте (напомню — они поднимаются на высоту около километра), вести наблюдение и — главное — спасать людей, ведь Martin Jetpack позволяет брать с собой до 120 кг дополнительного груза.

Осенью прошлого года появилась информация о том, что ранцами Martin Jetpack оснастили дубайских пожарных (ну у арабских шейхов достаточно денег на эксперименты, да). Дубаи — город огромных небоскребов, а при пожаре в высотке сложно добраться на верхние этажи. Джетпаки позволят бороться с огнем снаружи на максимальной высоте (напомню — они поднимаются на высоту около километра), вести наблюдение и — главное — спасать людей, ведь Martin Jetpack позволяет брать с собой до 120 кг дополнительного груза.

Осенью прошлого года появилась информация о том, что ранцами Martin Jetpack оснастили дубайских пожарных (ну у арабских шейхов достаточно денег на эксперименты, да). Дубаи — город огромных небоскребов, а при пожаре в высотке сложно добраться на верхние этажи. Джетпаки позволят бороться с огнем снаружи на максимальной высоте (напомню — они поднимаются на высоту около километра), вести наблюдение и — главное — спасать людей, ведь Martin Jetpack позволяет брать с собой до 120 кг дополнительного груза.

Осенью прошлого года появилась информация о том, что ранцами Martin Jetpack оснастили дубайских пожарных (ну у арабских шейхов достаточно денег на эксперименты, да). Дубаи — город огромных небоскребов, а при пожаре в высотке сложно добраться на верхние этажи. Джетпаки позволят бороться с огнем снаружи на максимальной высоте (напомню — они поднимаются на высоту около километра), вести наблюдение и — главное — спасать людей, ведь Martin Jetpack позволяет брать с собой до 120 кг дополнительного груза.

Управление гражданской обороны ОАЭ закупило 20 экземпляров Martin Jetpack по цене 200 тысяч долларов за каждый. Вместе с ними пожарные получат два тренажера, на которых смогут обучиться полетам на аэроранце. Пока информации о том, использовались ли уже джетпаки при борьбе с пожарами, не было. Вероятно, сотрудники пожарной службы еще осваивают их.

С городом Дубай связана и еще одна впечатляющая история демонстрации работы джетпаков. Есть такой известный персонаж Ив Росси. Это изобретатель, экстремал и авиаэнтузиаст родом из Швейцарии. Он работал в военной и гражданской авиации, однако его мечтой всегда были самостоятельные полеты на высочайших скоростях. Именно поэтому России разработал свой реактивный ранец — Jetman. В отличие от прочих аналогов это устройство имеет крылья и делает его носителя похожим на маленький реактивный самолет.

jetman

Недостаток — Jetman не может стартовать с земли. Пилоту сначала нужно перейти в состояние свободного падения (то есть шагнуть с борта самолета или вертолета), а затем включить двигатели. Для приземления используется парашют. При этом помимо основного и запасного парашютов, есть отдельный для крыльев (на случай, если потребуется их сбросить). Аэроранец разгоняется до 300 км/ч (средняя — 200 км/ч), запаса топлива (смесь керосина и масла) хватает примерно на 15 минут полета. Размах крыльев — два метра.

jetman

Особенность проекта в полном отсутствии механизации крыла. Управлять аппаратом довольно просто, по словам создателя, и делается это движениями рук, ног и головы (смещается центр тяжести). Для Росси его джетпак, кажется, как родной — на многочисленных демонстрациях полетов он выполняет впечатляющие фигуры пилотажа.

Изобретатель Jetman — поистине отчаянный экстремал. На своем аэроранце он совершил уже множество полетов. В частности, перелетел Ла-Манш, летал над Большим Каньоном, над швейцарскими Альпами, девять раз облетел японский вулкан Фудзиями, летал в строю в истребителями ВВС Швейцарии.

jetman

Ну и самое свежее и зрелищное — полеты в Дубае в 2015 году в паре с учеником и единомышленником Винсом Реффетом. Пилоты пролетают над городом и пустыней, а также максимально близко к небоскребу Бурдж-Халифа, выполняя сложнейшие фигуры пилотажа.

Особенно захватывает дух, когда смотришь полет «джетманов» за компанию с Airbus A380, а ведь это крупнейший пассажирский самолет. Росси (которому, кстати, почти 60 лет!) и Реффет поднимаются на высоту в 1,2 км и развивают скорость до 140 км/ч. Впечатляет — ничего не сказать!

jetman

jetman

jetman

В отличие от джетпака Мартина, речи о коммерческом выпуске Jetman пока не идет. Это скорее игрушка для экстремалов. Да и особенности эксплуатации, в частности, невозможность старта с земли, ограничивают возможности использования устройства.

Что можно сказать в заключение? Джетпаки давно перестали быть фантастикой и киношными спецэффектами. Современные технологии позволяют создавать легкие и достаточно безопасные индивидуальные летательные устройства, которые поражают возможностями. Впрочем, до коммерческого распространения пока добралась только одна модель. Точнее, еще не совсем добралась, Но, конечно, мало кто сможет себе ее позволить. Думаю, поначалу аэроранцы получат распространение в армии и каких-то спецслужбах. А вот в то, что они могут стать заменой привычным способам передвижениям обычных людей, пока как-то не верится. Все же турбированные двигатели — не самое практичное решение. Но технологии не стоят на месте, поживем-увидим.

джетпак

comments powered by HyperComments