Loading
The-Pulse-of-the-App-Economy-State-of-the-Union-2015-Banner

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

О взрывном росте рынка мобильных приложений эксперты заговорили еще в конце нулевых и прошедшие годы показали, что они не ошиблись. Программы для мобильных устройств охватили многие сферы нашей жизни, принеся разработчикам миллионные прибыли. И речь идет не только о казуальных играх, которые для многих являются первой ассоциацией на фразу «мобильное приложение».

Ретроспективный отчет аналитической компании App Annie за 2015 год показывает, что  мы все чаще используем мобильные приложения в нашей повседневной жизни. Игры, потоковый контент, общение, обмен данными, покупки. Это сферы где влияние мобильных приложений становится все сильнее. 2015 год оказался невероятно успешным с точки зрения монетизации приложений: люди привыкли совершать внутрипрограммые покупки и оплачивать предоставляемые по подписке сервисы и премиальный функционал.

В 2016 году все может оказаться еще интереснее. С ростом популярности умных телевизоров и носимой электроники с поддержкой приложений у разработчиков появятся новые возможности. В том числе и в части монетизации своих продуктов. Только представьте себе, что можно будет отображать в телевизорах рекламу, подобранную под потребности и предпочтения конкретного телезрителя. Нельзя не отметить и то, что носимые устройства и умные телевизоры, предполагают немного другую модель использования приложений, нежели смартфоны или планшеты.

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

 

Впрочем, массовое проникновение подобных технологий это дело будущего (пусть и ближайшего), а пока основная битва за кошельки пользователей разворачивается на смартфонах и планшетах.

 

iOS vs Android

Не секрет, что в мировом масштабе операционная система Android занимает доминирующие позиции, удерживая более 70% глобального рынка смартфонов. И этот факт, безусловно, сказывается на количестве загрузок, показатель которых в Google Play в два раза выше, чем магазине приложений для iOS. Причина проста – Android-устройства заметно доступнее, что является определяющим фактором для развивающихся рынков. Для ОС Android лидерами по показателю загрузок стали Бразилия, Индия, Индонезия, Турция и Мексика, на долю которых пришлось почти половина новых загрузок из Google Play. Отметим и то, что на развивающихся рынках проникновение смартфонов пока не столь высоко, что дает резервы для дальнейшего количественного роста.

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

 

С iOS ситуация противоположная. Несмотря на более скромное количество загрузок, по доходности App Store уверенно лидирует. В 2015 году основными драйверами роста этого магазина приложений стали Китай, США и Япония, на долю которых пришлось почти 90% прироста дохода от мобильных приложений. Кстати, взрывной рост количества загрузок и доходов от приложений в Китае представители компании Apple отдельно отметили в рамках итоговой пресс-конференции посвященной финансовым вопросам. По количеству загрузок Китай уже обогнал США, параллельно обеспечив двукратный рост доходности. В абсолютных значениях по доходности китайский рынок занимает третье место, уступая лишь США и Японии.

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

 

Абсолютное лидерство Android по количеству загрузок во многом объясняется доминированием этой операционной системы на развивающихся рынках. Например, в США Android по количеству загрузок смог обогнать iOS только в этом году, достигнув уровня в 55%. Для сравнения – на американском рынке по количеству загрузок в 2014 году доля Android составляла лишь 45%, а Великобритании iOS по этому показателю лидирует до сих пор. Впрочем, и на Туманном Альбионе для Android неуклонно растет.

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

 

Однако нельзя не отметить, что выход в лидеры по количеству загрузок, даже на таком развитом рынке как США, не является гарантией выхода в лидеры по доходности. Несмотря на количественный перевес в пользу Android, приложения для iOS приносят разработчикам заметно больше денег.

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

 

Мобильные игры

В части структуры дохода ситуация аналогична 2014 году. В Google Play на игры приходится 90% доходов, в App Store – 75%. Что интересно, в китайском App Store игры принесли 95% всего дохода. Естественно конкуренция на рынке мобильных игр становится все жестче – рынок подходит к стадии «зрелости», а жизненный цикл мобильных игр заметно сокращается. Если в 2014 году речь шла о 50 неделях, то в 2015 он сократился до 17 недель. Соответственно разработчикам, включая компании с мировым именем, приходится более активно выпускать новые продукты. Нельзя не отметить и то, что нынешняя конъюнктура мобильного рынка благоприятна для независимых разработчиков. Тенденции 2015 года наглядно показали, что доходы на рынке игр стали менее консолидированными, что дает возможность заработать игрокам, не входящим в ТОПы издателей мобильных игр.

Другая интересная тенденция заключается в росте популярности серьезных (core) игр, сочетающих интересный сюжет и качественную графику.  Особенно ярко эта тенденция проявляется в Азии. В части жанров сейчас наибольшей популярностью пользуются массовые многопользовательские ролевые онлайн-игры (MMORPG). Например, в Китае лидирует Fantasy Westward Journey, а среди ТОП-10 мобильных игр на долю MMORPG приходится больше половины мест. И, нельзя исключать, что именно мобильные core-игры смогут «подвинуть» традиционные для этого сегмента платформы, включая компьютеры и игровые приставки.

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

 

 

Такси и совместные поездки

Одной из тенденций 2015 года стала популяризация приложений для вызова такси и совместных поездок. Причем на развивающихся рынках подобные программы пользуются даже большей популярностью, чем в США, Южной Корее, Германии или Великобритании. Среди пользователей смартфонов с iOS наиболее активно приложения для вызова такси используют в Китае, Мексике и Бразилии, а среди пользователей Android-устройств – в Индии. На всех перечисленных рынках количество владельцев смартфонов, использующих хотя бы одно приложение для вызова такси, уже превысило 20%.

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

 

Если говорить о сервисах, в глобальном масштабе лидирует Uber, на многих рынках занимающий первое или второе место. Однако крупные региональные игроки не собираются уступать свои позиции и консолидируют усилия. Например, Lyft, Ola, GrabTaxi и Didi Kuaid подписали «роуминговое соглашение», в рамках которого пользователи этих сервисов при поездках за рубеж через «родное» приложение смогут заказывать машины конкурентов. Наблюдается консолидация и у пользователей, которые все активнее начинают использовать мобильные приложения для поиска попутчиков.

 

Знакомства

Другое стремительно набирающее популярность направление с отличными перспективами монетизации – приложения для знакомств. В глобальном масштабе лидером оказался Tinder, в 2015 году запустивший Tinder Plus – сервис ежемесячной подписки, расширяющий функционал бесплатного приложения. Впрочем, подписка оказалась эффективным способом монетизации и для многих других сервисов.

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

 

Потоковое видео и музыка

Не менее стремительно растет доходность потокового видео. Причины просты – скоростной интернет и тарифные планы с большими предоплаченными объемами трафика, стимулируют пользователей смотреть видеоконтент непосредственно на своих мобильных устройствах. Наиболее впечатляющий рост доходности от потокового видео демонстрирует рынок США, где были запущены сервисы HBO NOW, SHOWTIME, а также появились платные подписки на  Netflix и YouTube (YouTube Red).

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

В сегменте мультимедийных сервисов лидирующие позиции зачастую занимают местные игроки. И это логично, ведь они предлагают не только популярные во всем мире фильмы и сериалы, но и контент, актуальный для местного рынка. Аналогичная картина складывается и с потоковой музыкой. Например, Spotify, ставший мировым лидером по доходам и базе пользователей, является «номером 1» далеко не во всех странах. В США лидирует Pandora Radio, в Китае – QQ Music, а во Франции – Deezer. При этом предпочтения пользователей все активнее смещаются в сторону подписки вместо покупки отдельных треков. И в 2016 году эта тенденция, скорее всего, проявится еще ярче.

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

 

Шоппинг

Оказали влияние мобильные приложения и на сферу покупок. Например, пользователи AliExpress все чаще совершают покупки именно через приложение. Тем более что к этому стимулирует  сама торговая площадка, предлагая дополнительные скидки за использование мобильного приложения. Лидером по росту популярности приложений для мобильных покупок стала Индия, где совокупный показатель загрузок приложений для шоппинга за прошедший год вырос в 2,6 раза. Популярность шоппинг-приложений даже изменила структуру местного рынка: у Flipkart на мобильные приложения пришлось 75% оборота, а Myntra остановил работу своего веб-сайта, полностью перейдя на мобильную платформу. Что интересно, по данным ритейлеров, пользователи мобильных приложений тратят больше тех, кто покупает товары посредством веб-сайта. Отметим и еще один интересный факт: в технологичной Японии покупки через мобильные приложения особой популярностью не пользуются, большинство жителей страны Восходящего солнца отдают предпочтение традиционным онлайн-магазинам.

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

 

Мировые лидеры и российский рынок

Если говорить о приложениях-лидерах, то в глобальном масштабе в первую десятку ТОПа неигровых приложений по количеству загрузок входят программы для общения (WhatsApp Messenger, FaceBook Messenger, Skype, Snapchat), социальных сетей (Facebook, Instagram), а также браузер UC Browser и клиент YouTube. Стабильной популярностью пользуются и сервисные утилиты – «чистильщик» Clean Master и антивирус 360 Mobile Security. Глобальный рейтинг игровых приложений возглавляет Subway Surfers.

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

В части доходности лидеры совсем другие. Основная часть денег приходится на сервисы потоковой музыки и видео, а также приложение для знакомств Tinder. Из лидеров по количеству загрузок в ТОПе доходности удалось отметиться лишь Skype, реклама в котором становится все более навязчивой.

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года
Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

 

Что касается российского рынка, то на нем также популярностью пользуются мобильные приложения для общения. Однако место Facebook в нашей стране занимают «ВКонтакте» и «Одноклассники», а компанию WhatsApp Messenger составляет Viber. Нельзя не отметить, что в ТОП-10 по количеству загрузок нашлось место приложению AliExpress и мобильному клиенту «Сбербанка». Среди игр особенной популярностью в нашей стране пользуются говорящие Том и Анжела (1 и 3 места), а мировом лидеру Subway Surfers приходится довольствоваться вторым местом.

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

Если говорить о доходности, то больше других на мобильных приложениях в России смогли заработать «Одноклассники» и книжный сервис ЛитРес. Так же в первую десятку вошли Viber, онлайн-кинотеатр ivi.ru, сервисы знакомств LovePlanet и «Знакомства Мамба», а также «Навител Навигатор».

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

 

Отметим и то, что в глобальном рейтинге загрузок Россия уверенно входит в первую пятерку, но по доходности для разработчиков наш рынок пока не слишком привлекателен. Основные доходы рынка мобильных приложений обеспечивают США, Япония, Великобритания и ряд других рынков.

Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года Мобильные приложения: Тренды и итоги 2015 года

 

Впрочем, российский рынок в целом следует глобальным тенденциям, пусть с определенным национальным колоритом. Российские пользователи постепенно привыкают оплачивать подписки и совершать внутри программные покупки, а интерес к нашей стране со стороны глобальных игроков растет. А значит, конкуренция будет только усиливаться.

по материалам ретроспективного отчета App Annie за 2015 год

comments powered by HyperComments