Loading
South Park

О потребительском терроризме

South Park давно уже стал не таким смешным как раньше (мышь с членом мистера Гаррисона, поющую под Луной они никогда не переплюнут), но в чем ему не откажешь, так это в злободневности: коптеры, кикстартер, летсплееры, твиттер-тренды, Whole Foods, и многое другое взято Паркером и Стоуном реально из жизни. Вышедшая недавно серия про Yelp показала еще одну проблему, о которой я бы и хотел поговорить, это — потребительский терроризм.

Почему-то в противостоянии продавца и покупателя, общественное мнение всегда становится на сторону последнего, а идиотская фраза «клиент всегда прав» давно уже набила оскомину. Зачастую люди не понимают (или делают вид, что не понимают) своей неправоты и действуют по принципу, рекомендованному одним печально известным заем: «устрой истерику и ничего не подписывай. В свою очередь, крупные компании, столкнувшиеся с подобным, нередко идут на уступки, что неадекватами воспринимается как победа.

Одним из самых очевидных примеров, которые приходят в голову, является история не очень умной супружеской четы, скачавшей в роуминге в Греции несколько серий какого-то телемыла и получившей по приезду на родину счет в миллион с лишним рублей (по клевому курсу 2011 года). К сожалению, вместо того чтоб проучить идиотов, суд поддался общественному резонансу и встал на их сторону, и долг был списан. Многие дураки поняли, что порой, громкими криками можно добиться успеха.

Порой бывает так, что коса находит на камень, как в истории, случившейся на днях, попытка с помощью истерики вернуть обратно гарнитуру не удалась, в итоге ситуация доросла до взаимных оскорблений и угроз (что уже неправильно, конечно), но не меняет изначальной посылки в том, что гарнитуру менять были не обязаны.

Помимо общественного мнения, есть еще и техническая сторона вопроса, реализованная в виде правил сервисов и разнообразных алгоритмов. Опять же, есть хороший пример, когда eBay поспособствовал уничтожению старинной скрипки за 2500 долларов, даже не задумываясь про то, что некоторые лоты имеют историческую ценность и к ним неприменимы обычные правила. На том же eBay есть жесткая система рейтингов, заставляющая продавцов лебезить перед покупателем, выпрашивая положительные оценки. Схожей ерундой страдает Яндекс.Маркет, с его загадочной системой расчёта оценок вообще сложно понять, как изменяется рейтинг магазина, а систему «проверок» звонками фальшивых покупателей не ругал, пожалуй, только ленивый продавец. Вместе с тем, достаточно посмотреть на большинство негативных отзывов, чтоб понять, насколько тупы их оставившие, чтоб сделать вывод о «полезности» подобных оценок.

Негативный отзыв становится слишком сильным инструментом для того, чтоб давать его использовать неумным людям, и из-за этого неумные люди начинают считать себя чем-то важным. Доходит до смешного, когда подобные индивидуумы не понимают, что такое «клиент», пренебрежительно бросая ту самую фразу «клиент всегда прав». Запомните, клиентом, который всегда прав, вы становитесь, придя в магазин с деньгами, и на этом этапе вы имеете право на определенное количество капризов (весьма умеренное, кстати).

Еще хуже ситуация в том случае, когда типичный хомячок облечен некоторой толикой власти и является обзорщиком (или «редактором» или «журналистом», как они любят себя называть) на каком либо сайте. Там ситуация принимает воистину гротескные масштабы, PR-щики должны стелиться перед этими индивидуумами, чтоб получить хотя бы объективный обзор. Обратная сторона этой монеты — зачастую всякая ерунда получает хорошие обзоры только потому, что пиарщики сумели как следует «замотивировать» авторов. Собственно, 95% обзоров, что вы читаете — так или иначе не объективны. Большая их часть написана в тех случаях, когда автор получил нашару железку, съездил в пресс-тур и набухался на фуршете, как тут можно ругать что-то, ведь в следующий раз не позовут. Меньшая часть написана «от обиды» на то, что железку не дали, в пресс-тур не пригласили, ну и так далее.

Независимых сайтов, покупающих железо для тестов за свои кровные, и поэтому способных писать независимо у нас, по факту, не существует.

Какова же мораль? Ну, во-первых, не верьте обзорам, а, во-вторых, не ведите себя как мудак с продавцами и другими работниками, особенно если они имеют доступ к вашей еде.

comments powered by HyperComments