Loading
yandeks5_17

Геростратова слава Яндекса

Где-то на просторах интернета мне попался забавный текст. Технологическая компания, уверенно входившая в число лидеров, и на многих рынках успешно боровшаяся за первое место, после безвременной смерти своего основателя и главного евангелиста от рака, скатывается на откровенно вторичные позиции. Уходит любой элемент новизны, собственные продукты — копии решений конкурентов, ничего своего нет уже несколько лет. Все чаще компания использует нерыночные методы борьбы как единственный способ справиться с конкурентами. Нет, это не Apple, это — Яндекс.

Сложно отрицать тот факт, что современный мир контента все больше переходит на мобильное потребление и только две компании смогли сделать на это верную ставку: Apple и Google. В Яндекс пропустили нужный момент, и запрыгнуть на уходящий поезд не сумели, что постепенно привело к остановке роста с перспективой падения доли даже на родном для компании российском рынке. В свою очередь, предложить хоть один продукт, интересный для глобального рынка в Яндекс не то что не могли, но даже и не пытались. Ситуация, естественно, не могла не отразиться на цене акций компании, которые и без того были подкошены политической ситуацией. Котировка акций компании являет собой реально грустное зрелище.

Как в идеале должна выглядеть конкуренция на мобильном рынке? Компания выпускает свою операционную систему, работает с производителями железа, вкладывается в рекламу, завоевывает любовь потребителей, получает рыночную долю и начинает на этом зарабатывать. Это то, что получилось у Google или не очень получилось у Microsoft (хотя последние стараются и добиваются определенных успехов), у Amazon получилось, и могло бы получиться у Яндекса. Но Яндекс выбрали другой путь — прямое паразитирование на успешной экосистеме Android.

Договорившись с рядом малоизвестных производителей железа (точнее заплатив им, бесплатно никто этого делать не хотел), в Яндекс обеспечили поставки телефонов на Android, в которых сервисы компании были предустановленны вместе с аналогичными продуктами Google. В Яндекс стали даже пилить «Элементы» — собственную надстройку над Android, но внезапно оказалось, что Google не хотят подобного паразитирования. Как-то не очень логично, когда ты делаешь операционную систему, вкладываешь деньги в раскрутку и продвижение, а прибыль получает кто-то другой. В Google сделали простой и логичный ход. Потребовали от производителей железа, партнерствующих с Яндекс выполнения лицензионного соглашения.

Несмотря на то, что ОС Android — полностью открытая и бесплатная, сервисы Google, включающие Play Market, Gmail, синхронизацию и многое другое, распространяются под закрытой лицензией, которая позволяет Google решать, кто может их устанавливать, а кто нет. В Google выдвинули простое и логичное условие — хотите получить сервисы компании, значит не предустанавливайте сторонние решения. Внезапно оказалось, что телефоны без сервисов Google никому не нужны, а производители, здраво умеющие считать деньги, тут же отказались от «партнерства» с Яндексом.

Оказалось, что паразитировать на чужой экосистеме можно лишь до тех пор, пока владелец этой самой экосистемы не захочет пресечь явление. Обратите внимание, Google никак не запрещал Яндекс разработку и продвижение их сервисов, любой желающий спокойно может скачать их в Play.Store и установить на свой телефон. Вот только добровольно никто этого делать не захотел.

Поняв, что противопоставить Google нечего (не удивительно, при отсутствии собственных продуктов как класса), в Яндекс решили использовать государство для борьбы с конкурентом и направили жалобу в федеральную антимонопольную службу, обвинив Google в «использовании нерыночных методов конкуренции». Чего же хотели в Яндекс? «Всего лишь» того, чтоб на телефонах с Android показывался диалог выбора, не хотят ли пользователи использовать сервисы Яндекса вместо Google. То есть даже не просто предустановки с завода, а принудительного тыканья пользователя лицом в это.

Чтоб понимать, проведем аналогию. Представьте, что вы открыли таксопарк, у вас аккуратные машины, вежливые водители, нормальные расценки (особенно на фоне сервиса конкурента, который предлагает только лимузины за дикую цену). Тут появляется новый конкурент, который пытается все скопировать у вас, но не выдерживает уровня сервиса. И тут он подает жалобу в ФАС, в которой требует обязать вас предлагать его услуги каждому звонящему. Ведь нечестно то, что вас любят, а его нет.

Самое забавное во всем этом — попытки Яндекс объяснить свои, не побоюсь этого слова, подлые действия заботой о пользователях. Последние-де выиграют от «рыночной конкуренции». Хотя называть рыночной конкуренцию с использованием репрессивных ресурсов государства могут только отъявленные телепропагандисты. Яндекс же просто хочет в духе коммунистической утопии — отнять, что получится у успешного конкурента и забрать кусок себе.

Результаты в принципе не заставили себя долго ждать, ФАС признали Google виновными (да и не могло быть других результатов в сложившейся политической обстановке). Что будет дальше — пока не понятно, но Google грозят огромные штрафы и другие «методы воздействия». Разумеется, Яндекс тут же лицемерно заявили о восстановлении конкуренции, а большая часть СМИ преподнесла это событие как «победу».

В общем, тут напрашивается прямая аналогия с Геростратом, который, не сумев создать ничего своего, решил войти в историю негативным поступком. Так же и Яндекс, не в силах конкурировать открыто, решили использовать админресурс. Не знаю, какой будет ответная реакция Google, но Яндекс навсегда уничтожили свою репутацию компании, способной продвигать себя инновациями и ноу-хау.

Зато акции компании кратковременно подорожали с 11,5 до 12 долларов, стоило ли оно того?

comments powered by HyperComments