Loading
Как искусство делает город, управляемый данными, более пригодным для жизни

Как искусство делает город, управляемый данными, более пригодным для жизни

Существует город людей и машин и город единиц и нулей. Второй город невидимый, но он разрастается с каждым вашим нажатием на клавишу, регистрацией, подпиской и прочим. Каждый раз, когда вы прикрепляете фото, добавляете местоположение, пишете пост в Twitter или идёте на свидание через Tinder, это помогает строить дороги, развязки и переулки в этом городе. С каждым байтом он увеличивается.

Как мы можем сделать это место, управляемое данными, пригодным для людей? Как мы можем разобраться в невидимых структурах и использовать технологии не только для повышения продуктивности и эффективности, но чтобы бросить вызов властям, способствовать развитию общества и услышать голоса отдельных людей? Всё больше писателей и художников занимаются этими вопросами: от написания рассказов, основанных на регистрации местоположения героев, до проникновения в финансовую индустрию при помощи смартфона.

В 2013 году компания Сэма Хилла Pan Studios совместно с Беном Баркером создала проект Hello Lamp Post в Бристоле, который позволит людям общаться при помощи СМС с, например, почтовым ящиком, фонарным столбом, автобусной остановкой и прочими объектами инфраструктуры. Для этого компания использовала номера объектов существующей инфраструктуры для передачи текстовых сообщений.

«Многие наши идеи были основаны на наблюдении,- говорит Хилл.- Многие уличные объекты имеют коды обслуживания или серийные номера сбоку. Их можно использовать в качестве аналога для определения местоположения. Тогда мы начали размышлять о пространстве, памяти и совместном участии — так мы пришли к идее разговорчивых объектов».

Как искусство делает город, управляемый данными, более пригодным для жизни

Общение с уличной мебелью стало популярным: за 8 недель пользователи отправили более 25 тысяч текстовых сообщений. В прошлом году компания выпустила новый проект A Fork in the Road, опять же используя уже существующую систему: на этот раз макет самого города. Когда проект появился в Индианаполисе, участники могли придумать собственную историю, используя дорожные маршруты для разветвления разных сюжетных линий.

Отображение игровой альтернативы

И Hello Lamp Post, и A Fork in the Road захватили город и добавили элемент игры в цифровую интеграцию. Они являются примером тенденции к присвоению систем данных (будь то коммунальные объекты или карты дорог).

Вплести игру в ткань города — это одно дело, а как насчёт противостояния таким сложным системам, что невозможно даже определить их начало и конец? Интерактивная театральная компания Coney пытается сделать именно это со своим Adventure 1, эффектом полного погружения во взаимодействие с финансовой системой при помощи электронной почты, смартфонов и корпоративного внедрения.

«Это был крах. Идеология аскетизма, которую нам сейчас пропагандируют,- говорит содиректор компании Тассос Стивенс,- имеет огромное влияние на жизнь каждого из нас, хотя мы так знаем о ней».

«Рынок становится всё более абстрактным, алгоритмичным и отходит от изначальной идеи рынка, где люди торговали лицом к лицу. Мы отдаляемся от всего реального и связанного с людьми».

Используя смартфон в качестве источника информации и средства внедрения, игроки получают текстовые сообщения и аудиофайлы с инструкциями последовать за кем-то, кто занимается кодированием финансовой системы. Игроки должны слиться с городом, чтобы не привлекать внимания.

«Это происходит в финансовых районах Лондона,- объясняет Стивенс. — Мы не вправе там находиться и не получили бы разрешение, даже если бы попросили».

Подобные элементы шпионажа часто появляются в проектах, внедряемых в городах, управляемых данными. Приключение от Coney является лишь одним из примеров. Другим примером является Dead Drops, проект Арама Бартхолла в Нью-Йорке, который заключается в цементировании USB-приводов в стены зданий. Подобное использование технологий доставляет какое-то пагубное удовольствие, ведь это некий общедоступный секрет. Многие представляют шпионов и детективов, которые наблюдают и управляют целым городом.

Как искусство делает город, управляемый данными, более пригодным для жизни

Нам нужно переосмыслить город, управляемый данными

Понятно, что проекты, стремящиеся подорвать невидимые системы данных, будут использовать именно эти желания. Но все эти фантазии (от общения с фонарными столбами до игр в прятки с банкирами) сосредоточены на индивидуальных возможностях каждого. А что, если мы посмотрим на них с точки зрения всего общества?

Мара Балестрини, специалист по взаимодействию человека с компьютером, которая работала над технологическим вмешательством в общество в Лондоне и Барселоне, говорит, что нам «нужно переосмыслить, что означает город, управляемый данными, и как лучше собирать и представлять данные, важные как для отдельных людей, так и для всего общества».

В то время, как идея умного города вращается вокруг использования взаимосвязанных устройств для повышения продуктивности регулирования дорожного движения или уборки мусора, подход Балестрини сосредоточен на использовании городских технологий для социального взаимодействия и сплочённости в обществе при помощи игры и коллективной памяти.

«Я работаю с местными сообществами, чтобы развернуть готовые и доступные сети датчиков для совместного мониторинга окружающей среды и решения проблем качества воздуха или шумового загрязнения,»- рассказывает Балестрини.

«В ранках других проектов, например CrowdMemo, я работала над сохранением местного наследия при помощи мобильных телефонов и внедрения воспоминаний в фасады зданий».

Балестрини ясно дала понять, что умение рассказывать истории является важной частью её работы. Как сказал Тассос Стивенс о финансовой системе: «Мы отдаляемся от всего реального и связанного с людьми». Повествование — отличный способ сохранить человечность в разрастающейся массе данных.

Поскольку интернет сейчас стирает границы между сообществами, проекты, типа CrowdMemo, поощряют социальную сплочённость через облачную обработку данных и коллективную память.

Старая добрая психогеография

Все эти проекты объединяет повествование. Пока в нём живут люди, город будет домом голосов. Многие писатели стремились изобразить карту города на страницах своих книг, потому что считали прогулку целым повествованием. Можем ли мы сказать то же самое о цифровых городах? Как писатели могут составить карту города, несвязанного с физической географией?

Академик Том Абба и коллектив художников Circumstance затронули этот вопрос в 2013 году, когда представили проект These Pages Fall Like Ash, в котором использовались 15 указателей местоположения для создания беспроводной офлайновой сети по всему Бристолю. Читатели получали настоящий блокнот с рассказом и заполняли недостающие строки, посещая определенные места в Бристоле и подключаясь к скрытой сети.

«Когда люди подключались к нашей сети, у них пропадало обычное соединение с интернетом,- рассказывает Абба.- Практически заперев данные в определённом месте, мы хотели напомнить каждому о его присутствии в этом мире… Чем более цифровой становится наша жизнь, тем больше мы нуждаемся в напоминаниях о том, что наша жизнь связана с людьми и общением».

Совмещение цифровых тайников со старой доброй психогеографией — это один из способов картографирования невидимого города, но Абба говорит, что всё дело в наслоении цифрового и физического миров. «Мы все живёт между цифровым и физическим миром: эфемерное цифровое существование регистрирует всё, что мы делаем, и сохраняет эти данные, а физический мир, в свою очередь, необходим для существования цифрового».

Абба считает, что наш современный город — это наслоение видимого и невидимого, тротуаров и скрытых серверных комнат. И это наслоение лежит в сердце всего, возможно, и в сердце всего нашего века. Мы совмещаем веб-страницы, изображения, сообщения, сообщества, истории и карты. Улучшение нашего окружения означает, что мы должны использовать это наслоение для очеловечивания, потому что мы больше не живём в том или ином городе. Мы живём между ними.

Скоро Мара Балестрини и Бен Баркер представят проект A Smart Portrait of London на фестивале Open City Documentary.