Loading
Tesla Gigafactory

Все, что нужно знать о Tesla Gigafactory и современных аккумуляторах

Все знают, что можно купить для телефона внешний резервный аккумулятор большой емкости и быть защищенным от всяких неприятностей, вроде отсутсвия розетки или зарядного устройства. Но не все знают, что такие штуки есть и для вещей покрупнее — например, для дома.

Немного истории

Первый многоразовый резервуар для хранения электроэнергии создал немецкий физик Иоган Вильгельм Риттер еще в 1803 году. Он представлял собой столб из пятидесяти медных кружков, между которыми было проложено влажное сукно. Химические батареи на пути к своему современному виду притерпевали многие модификации, однако все они проходили по большей части в лабораторных опытах последних пяти десятков лет.

pb2

Ребята, которые стояли у истоков аккумуляторных батарей подозревали, что у их творения будет большое будущее, но даже они не знали, что с помощью электроаккумуляторов будут, к приммеру, передвигаться автомобили, при чем на довольно большие расстояния. По большей части это было обусловленно тем, что тогда еще не знали об автомобилях.

Что такое Tesla Gigafactory?

Осенью 2014 года стало известо о том, что глава компании Tesla Илон Маск и губернатор штата Невада подписали договор о строительстве огромного аккумуляторного завода Gigafactory прямо в Невадской пустыне. Завод будет активно использовать для своей жизнедеятельности альтернатвиные источники энергии, а именно — солнечные батареи. Цена завода составит порядка $5 млрд. и посторят ее при помощи Panasonic, которая поможет не только деньгами, но и материалами для производства батарей.

1wOoICL4UdIРабота на стройке Gigafactory уже кипит

Надо сказать, что грандиозные планы Маска пользуются полной поддержкой властей. Общий объем льгот (в основном в виде налоговых вычетов и сниженных тарифов на коммунальные услуги) от государства составит фантастические 1,2 миллиарда долларов — это абсолютный рекорд для частной компании. Еще миллиард вложит в строительство компания Panasonic, выступающая партнером Маска, ну а сама Tesla Motors, как ожидается, потратит на завод два миллиарда.

И они не будут потрачены впустую. Gigafactory будет одним из самых инновационных и экологически чистых промышленных объектов в мире: расположенная в пустыне фабрика будет полностью обеспечивать себя электроэнергией, получаемой от ветра и солнца. К 2020 году суммарная емкость аккумуляторов, выпускаемых на заводе, составит 50 ГВт·ч/год, а заниматься их производством будут всего 6500 человек, включая инженерный и административный персонал.

Зачем столько батареек?

Цель завода — производить достаточное количество аккумуляторов, чтобы Tesla Motors смогла удовлетворять все растущий спрос на ее автомобили и сильно снизить цену. К примеру, издание Top Gear подсчитало, что автомобиль от Tesla сможет стоить всего $20 000 к 2020 году, против текущих $100 000. В переводе в российскую валюту (по текущему курсу 1/60) это составляет 1,2 млн. рублей, то есть как обычная иномарка бизнес-класса, только с бесплатным топливом (от Super Charger, конечно же) и 8-летней гарантией. В тоже время компания планирует увеличить производительность до полумиллиона транспортных средств в год, тогда как размеры завода и его планируемая производительность будут позволять делать значительно больше.

Зачем производить с избытком понятно — для заправочных станций Super Charger, например, в качестве быстрой зарядки (напомним, это означает полную замену севшего аккумулятора на новый). И все же это еще не все на что способен завод в Неваде. И вот, недавно Маск рассказал о том, что компания планирует показать новую революцилнную вещь — резервную систему питания для дома, представляющую собой специальный аккумулятор: такой, чтобы среднестатистическое домохозяйство смогло прожить на нем неделю.

a07cdc33f2246d26b549570de3efb493

К слову, уже сегодня аккумуляторы Tesla устанавливают в зданиях коммерческих компаний, в частности магазинах Walmart. Вместе с панелями от SolarCity они помогают сокращать затраты на электроэнергию на 20-30 процентов по данным GTM Research. В Калифорнии идет пилотный проект: 500 частных домов оснащены панелями и аккумуляторами от Tesla на 10 кВт-ч, способными обеспечить дом энергией в течение двух дней. «Гигафабрика» позволит сократить затраты на аккумуляторы и сделает энергию для конечного потребителя еще дешевле.

Из чего их там делают?

Для своих автомобилей компания Tesla Motors разработала и недавно подала заявку на патент на новый гибридный аккумулятор, в состав которого входят как литиево-ионный, так и металло-воздушный компоненты. По мнению компании, он способен расширить диапазон пробега электрических транспортных средств компании до 400 миль (645 километров) без подзарядки. Из чего будут производить аккумуляторы для домов пока не рассказывают, но наверняка состав у них будет идентичный. Впрочем, литий-ионные аккумуляторы — наиболее распространенный тип батарей на сегодняшний день, взять хоть автомобили, хоть смартфоны.

5ea65190

В спорткаре Tesla Roadster ячейки упакованы в виде компактной «коробки», которая помещается прямо позади сидений Lotus Elise (шасси, которое используется для Roadster). В Model S используют другой подход: ячейки распологаются вдоль всего днища автомобиля, чтобы как можно ниже опустить центр тяжести. Главный инженер Tesla объяснил также, что такой формат способствует повышению торсионной жёсткости и безопасности. Стальная рамка по периметру защищает от деформации. Пласт батарей также служит дополнительной защитной арматурой, которая предотвращает проникновение в кабину при боковом ударе.

b8490751

Сообщение о патенте на новый аккумулятор датировано 2013 годом, а в 2014, компания открыла свои патенты для сторонних производителей. Что это означает? Как всегда, когда в работу включается большое сообщество, неизбежно совершенствование технологий. А это в свою очередь, в случае появления прорывного открытия может серьезно повлиять на индустрию в целом и на аккумуляторный завод Маска в частности — ведь производство, наверняка, будет заточено под выпуск именно типовых литий-ионных или гибридных аккумуляторов Tesla. Сообщений по этому поводу от самого Илона Маска не было, однако, есть вероятность, что Gigafactory строится с рассчетом на быструю модернизацию производства — ведь и сама Tesla непрерывно ведет исследования в этой области.

А где такие продают?

На данный момент приобрести батарею, пусть и автомобильную, от Tesla в наших краях мягко говоря, проблемотично. К слову, занимается производством и продажей аккумуляторов на Земле не только Tesla, существует множество других компаний.

К примеру та же компания Panasonic, которая помогает Tesla с Gigafactory тоже производит батареи для домов. Кроме прочих, производством занимаются и компании поменьше (а еще китайцы). Цены на эти девайсы варьируются в зависимости от их емкости и составляют от нескольких тысяч до нескольких десятков (ну, а порой и сотен) тысяч рублей.