Loading
Деньги

Будущее денег: 3 возможных варианта

Когда новые iPhone появились на полках магазинов, вместе с ними пришли новые способы оплаты товаров. Захотели бублик? Поднесите ваш телефон к специальному устройству, которое считает вашу банковскую информацию. Эта система уже стала отлаженным механизмом, несмотря на то, что совсем недавно появилась в списке высокотехнологичных способов перевода денег. До Apple Pay были и другие (назовём несколько: Google Wallet, Venmo, Square, Stripe и PayPal).

Суть в том, что деньги меняются. Нет, мы не говорим об их ценности. Скорее речь идет о нашем отношении к их расходованию. И, надо сказать, ситуация продолжает меняться. Это заставило лондонских дизайнеров задуматься о том, как мы будем обращаться с деньгами через 5, 10 или даже 20 лет. Что бы произошло, если бы мы отказались от любых предположений о том, как поведут себя деньги в сложившейся ситуации?

В течение нескольких месяцев дизайнеры проводили социальные эксперименты, чтобы выяснить, как в будущем мы будем использовать валюту. Исполнительный креативный директор компании Method Филипп О’Двайер отмечает: «Мы хотели отвлечься от повседневных проблем и поразмыслить об основных тенденциях, которые, на наш взгляд, могли повлиять на развитие ситуации». И вот что мы обнаружили.

Эксперимент первый: Что было бы, если бы все платежи были обществеными?

Конечно, иногда мы рассказываем своим друзьям или знакомым о своих тратах, однако, большинство покупок совершается нами самостоятельно. Нам кажется, что информация о нашем приобретении, а особенно о его цене, слишком личная. К тому же довольно трудно сделать так, чтобы покупка зубной нити в CVS выглядела круто. Сервисы типа Venmo до определенной степени разглашают информацию о ваших покупках, однако никто кроме вас и банка е знает, куда идут ваши деньги. Тем не менее, каждый раз, когда вы пользуетесь картой, вы оставляете немного информации о себе. Именно поэтому некоторые считают, что банки знают нас лучше, чем родственники или друзья. Но как много покупки могут сказать о нас?

Именно это и хотел выяснить  Method. В первом эксперименте дизайнеров попросили зарегистрироваться и сообщать о каждой покупке, которую они совершили. К каждому предмету прилагалось фото в Instagram, независимо от того, насколько оно обыденное или деликатное. «Разговоры о своих приобретениях всё ещё относятся к социальным табу. Говорить об этом несколько неудобно,»- делится наблюдениями О’Двайер.

На самом деле ситуация была настолько неловкой, что дизайнеры решили создать систему анонимного обмена информацией. Что касается действительно личных вещей (например, покупки роз по 2 доллара ко Дню матери или платья за 500 долларов, которое вы не можете себе позволить), сотрудники могут их распечатывать и делиться информацией анонимно. В большинстве соцсетей эффект был одинаковый: как только люди понимали, что все их покупки отслеживают, они меняли свое поведение, стараясь показаться более интересными, менее прожорливыми и так непохожими на себя.

Эксперимент второй: Что было бы, если покупательские привычки были бы связаны с физиологией?

«Финансовые сервисы созданы для совершенно разумных существ,- отмечает О’Двайер. – Предполагается, что мы всегда принимаем правильные, обоснованные решения». Конечно, в реальной жизни зачастую все происходит совсем не так. Доказано: внитридневные трейдеры с более высоким уровнем тестостерона чаще рискуют, находясь в сложной ситуации. Данное явление так же связано с физиологией, как и с приобретёнными  навыками. Если вы когда-нибудь покупали что-то импульсивно, значит, вы также подвергались эмоциональным тратам. Наша покупка напрямую связана с нашим физическим и психологическим состоянием.

Сотрудники Method узнали, что могло бы случиться, если бы наши расходы влияли на наше физическое здоровье. Что бы мы узнали о собственных привычках, если бы наше здоровье и расходы были взаимосвязаны? Могло бы это объяснить наши траты? Команда разработала специальную зубную щётку, которая замеряла уровень гормонов в слюне два раза в день. Эти данные синхронизировались с вашими покупательскими привычками, и приложение расскажет вам, что и почему вы покупаете.

Идея может показаться странной, но вспомним, что всего пару десятилетий назад идеи отслеживания шагов или снов тоже казалась уделом научно-фантастических книг. Конечно, у нас нет доказательств, что хороший сон, физическая нагрузка или низкий холестерин влияют на ваше решение что-то купить, но когда мы связываем эти данные с нашими покупательскими привычками, цифры перестают быть просто цифрами, мы можем рассматривать их по-новому.

Эксперимент третий: Что было бы, если бы деньги были умными?

Нас окружают устройства, которые, кажется, знают о нас всё. Наблюдая за нашими привычками, они подстраивают свои услуги, чтобы быть максимально персонализированными. Электронные платежи ещё не достигли такого уровня персонализации. Приложения типа Mint пытались внедрить функции, ориентированные на человека. Они даже рекламировали свой сервис как более персональный способ управления деньгами.

Для дальнейшего развития этой гипотезы дизайнеры предположили, что бы произошло, если бы у умных денег были какие-то личные качества. Пять сотрудников компании Method позволили цифровым приложениям со своими личными качествами (безрассудность, внимательность, зависть, бережливость и жизнелюбие) контролировать свои финансы под наблюдением коллег. Эти приложения давали советы и указания в соответствии с заложенными в них чертами характера. Например, один из них, которому была приписана безрассудность, инвестировал  половину зарплаты в крипто валюту. Другому сотруднику с подчеркнутой бережливостью пришлось жить на корпоративной квартире и тратить ровно столько, сколько разрешит финансовый менеджер. «Стандартные шаблоны этих сервисов во многом схожи, но сами люди довольно сложны, им требуется различный опыт,»- говорит О’Двайер.

Нелегко принять то, что выясняется в ходе этих экспериментов с полным погружением.  Method не может указать на продукт или опыт и сказать: «Вот почему мы это сделали!» Вы можете думать, что этот метод работает только для дизайнеров. Это способ по-новому сформулировать, как следует работать с клиентами, и провести их идеи дальше обычного. «Похоже, будто мы придумываем сценарии будущего и воплощаем их в жизнь, когда их обсуждаем,»- делится впечатлениями Филипп О’Двайер. Даже если эти сценарии никогда не станут реальностью, они заставляют нас думать по-другому. Мы уже готовы что-то менять в ближайшие годы.